Информация Росреестра

«Итоги работы по выявлению правообладателей ранее учтенной недвижимости в 2023 году»

 

С 29 июня 2021 года на территории Томской области проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о выявлении), направленного, прежде всего, на внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) актуальных и достоверных сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также на защиту их прав и имущественных интересов.  

Согласно  положениям Закона о выявлении правообладателей, органы местного самоуправления (уполномоченные органы) проводят мероприятия по выявлению и внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов, снятию с учета объектов недвижимости, прекративших свое существование, а также по постановке на учет и внесению сведений в ЕГРН по выявленным объектам недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, наполняя тем самым ЕГРН полными и достоверными сведениями.

По итогам реализации на территории Томской области Закона о выявлении правообладателей по состоянию на 01.12.2023 в отношении  19 819 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация прав, в том числе 8 436 объектов недвижимости - за муниципальными образованиями.

В отношении 1 131 объекта недвижимости в ЕГРН внесена отметка о выявленном правообладателе.

20 430 объектов сняты с государственного кадастрового учета в связи с тем, что прекратили свое существование, или в результате выявления дублирования сведений об объекте.

 


 

 

Изменение сведений о депозитарии по электронным  закладным скоро будет  доступно во ФГИС ЕГРН

 

Статьей 13.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установлен порядок изменения условий документарной закладной и обездвижения документарной закладной. В частности, при передаче обездвиженной документарной закладной в другой депозитарий новый депозитарий обязан уведомить об этом орган регистрации прав и обязанное по такой закладной лицо.

В рамках пилотного проекта по приему и обработке уведомлений, предусмотренных данной нормой права, Росреестром совместно с АО «ДОМ.РФ» апробирован временный порядок взаимодействия с депозитариями в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории ряда субъектов Российской Федерации.

В этой связи по поступившим в Управление Росреестра Томской области уведомлениям, государственными регистраторами прав  во ФГИС ЕГРН (АРМ для работы с электронными закладными) успешно осуществлено изменение осуществляющего хранение закладной депозитария по первым объектам недвижимости.

В настоящее время ведётся работа по масштабированию направления депозитариями данных уведомлений по объектам недвижимости, расположенным на территории всех субъектов Российской Федерации.

Направление уведомлений об осуществлении хранения закладной при передачи ее из другого депозитария в территориальные органы Росреестра будет временно осуществляться с использованием электронной почты.

 


 

 

«Государственный земельный надзор на защите прав и законных интересов граждан»

 

Как раньше, так и в актуальное время быт и деятельность граждан очень тесно связаны с земельными участками.

Как показывает практика в настоящее время ситуация с земельными участками (с выявлением неучтенных, определением и созданием новых, установкой и уточнением их границ) всё больше приводится в порядок, что, соответственно, приводит к большему количеству надлежащим образом оформленных и зарегистрированных за гражданами земельных участков.

А поскольку земельные участки находятся можно так сказать в одной плоскости, то увеличилось и количество соприкосновений прав граждан в области земельных правоотношений, как с положительным, так и отрицательным оттенком.

Это замечательно, когда граждане самостоятельно и обоюдно решают какие-либо проблемы в рамках действующего правового поля и договоренностей. Но также остаются или возникают ситуации, когда граждане не могут найти способ разрешения конфликтов при принятии решений, при котором отсутствуют принципиальные возражения у заинтересованных лиц. Причем стоит учитывать, что есть ситуации, при которых не всегда есть однозначно виновная сторона, которая злоупотребляет своими правами и тем самым нарушает права другой стороны. Где-то конфликтная ситуация может развиться из непредумышленных действий или противоречии действующих документов. В самых неоднозначных и сложных ситуациях в действующем законодательстве (пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ) прямо предусмотрено разрешение споров проблем в судебном порядке (включая оспаривании результатов межевания или оспаривание зарегистрированных прав граждан), где при необходимости даже может быть назначена судебная экспертиза.

Но в любом случае остаются бытовые конфликты интересов, при которых возникает посягательство на имущественные права граждан, в результате чего может быть причинен ущерб законным правам и интересам лиц. Такие ситуации зачастую требуют более оперативного вмешательства в спорную ситуацию, для чего государством предусмотрена специальная административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства.

Определенным набор функций по государственному земельному надзору на территории Томской области уполномочено Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление). Почти аналогичным набором функций, но уже на уровне муниципального земельного контроля наделены органы местного самоуправления (Администрация Города Томска, Администрация Томского района).

Основными сферами правоотношений, за которыми осуществляется контроль (надзор) органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются:

- недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (ответственность предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ);

- использование земельного участка не по целевому назначению (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ);

- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного законом срока (ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ);

Стоит отметить, что зачастую уже после мер воздействия (таких как предписание, предостережение, административный штраф) нарушение требований земельного законодательства прекращаются со стороны граждан-правонарушителей.

Если же и указанных мер будет недостаточно, то последнее слово уже может быть только за судебной инстанцией.

 


 

 

«Возможность списания долгов гражданина после завершения процедуры его банкротства в суде»

 

Всё имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное (приобретенное) после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, то есть является средством удовлетворения требования кредиторов должника-гражданина.

Если финансовый управляющий не сможет реализовать принадлежащее ему имущество и кредиторы откажутся от принятия такого имущества в счет погашения своих требований к должнику, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если: вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду; доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности,  уклонился от уплаты налогов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

В указанных случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.

«Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» - пояснила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

 

 


 

 

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства изменится  с 2024 года

 

Действующим законодательством установлен, начиная с 2022 года, единый цикл оценки и единая дата оценки - раз в четыре года. А для городов федерального значения - раз в два года по их решению. Это создает дополнительные удобства для собственников недвижимости, особенно если она находится в нескольких регионах.

При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности проведены в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

В Томской области в 2023 году государственная кадастровая оценка проводилась в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2023 года 765818 объектов капитального строительства.

Определение кадастровой стоимости на территории Томской области осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 24.11.2023 № 59 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Томской области».

С приказом можно ознакомиться на официальном сайте департамента (https://dugs.tomsk.gov.ru/) в разделе «Документы», подразделе «Нормативные правовые акты» и на официальном интернет - портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/). Приказ  вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, а именно 29 декабря 2023 года.

Новая кадастровая стоимость зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2024 года. 

С целью получения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, а также в случае наличия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления могут обратиться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. для справок: 907-944, 907-933. Подробная информация (форма заявлений, способы направления) размещена на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://gko70.ru).

 

 

Просмотров: 370
Источник: Управление Росреестра по Томской области